Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………………...3
1 Содержание государственного регулирования гражданской авиации………………...………………………………………………………5
1.1 Современное международное и национальное воздушное право…………………………………………………………………………...5
1.2 Содержание государственного регулирования коммерческой деятельности в области гражданской авиации………………….…………..7
1.3 Формы и методы государственного регулирования авиационных перевозок……………………………………….………………….…………..8
2 Государственное регулирование гражданской авиации в РФ…...………..11
2.1 Система воздушного транспорта России…………..…………………11
2.2. Нормативные акты, регламентирующие внутренние и международные перевозки в РФ ………………….……………………………………………12
2.3. Государственное регулирование аэропортовой деятельности……..15
2.4. Цели государственного регулирования гражданской авиации…….19
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованных источников……………………………………........24
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Гражданская авиация является важной частью транспортной системы Российской Федерации, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения и экономики страны в авиаперевозках.
В связи со значительными размерами страны воздушный транспорт выполняет важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность и осуществление функции географической связности регионов российского государства.
Одной из основных задач функционирования воздушной транспортной системы является обеспечение безопасности и надежности транспортных средств, обеспечение зашиты деятельности транспорта от актов незаконного вмешательства. Таким образом имеется острая необходимость в продуманном и структурированном регулировании со стороны государства.
Основная цель российской транспортной организации -высококвалифицированное обслуживание своих клиентов и пассажиров. Вопрос о предоставление пассажирам максимального комфорта и сервисных услуг настолько же важен, как регулярность и безопасность транспортных средств. Таким образом в сфере гражданской авиации возникает необходимость государственного регулирования деятельности.
Вопрос о регулировании организации регулярных и нерегулярных рейсов является особо актуальным, так как решение этой задачи создаст условия для интенсивного роста экономики России и повышения качества жизни граждан страны.
Значимость темы в практической деятельности сложно переоценить, так как государство, для недопущения неоправданного повышения тарифов на воздушные перевозки, должно осуществлять антимонопольный контроль в сфере гражданской авиации, а также проводить процедуры лицензирования и сертификации в данной сфере.
Цель работы – раскрыть роль государственного регулирования в организации регулярных и нерегулярных рейсов.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. изучить основы современного воздушного права;
2. обозначит содержание, формы и методы государственного регулирования авиационных перевозок;
3. рассмотреть систему воздушного транспорта России;
4. изучить законодательные и нормативные документы, регламентирующие внутренние и международные перевозки авиакомпаний РФ;
5. выявить цели государственного регулирования гражданской авиации.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные материалы в дальнейшем могут быть использованы практическими работниками, студентами, занимающимися изучением различных аспектов государственного регулирования в области организации воздушного транспорта.
1 Содержание государственного регулирования гражданской авиации
1.1 Современное международное и национальное воздушное право
Международное воздушное право возникло вследствие необходимости сотрудничества между государствами по самым разнообразным вопросам международных полетов.
Международные соглашения подразделяются на двусторонние и многосторонние. Примеры многосторонних - Варшавская конвенция 1929 г., Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., Монреальская конвенция 1999 г. и Кейптаунская конвенция 2001 г.
Особую категорию образуют многосторонние Конвенции по борьбе с актами противозаконного вмешательства:
1. Токийская конвенция 1963 года.
2. Монреальская конвенция 1971 года.
3. Протокол к Монреальской конвенции 1988 г.
К двусторонним относятся соглашения о воздушном сообщении. Большее число из них охватывает только регулярные международные воздушные сообщения, но в редких случаях они могут регулировать нерегулярные международные воздушные сообщения.
К дополнительным источникам международного воздушного права следует причислить рекомендуемую практику и стандарты, принимаемые Международной организацией гражданской авиации в целях обеспечения единства правил, относящихся к международной аэронавигации и международному воздушному транспорту. Следование стандартам ИКАО не является строго обязательным, у государств есть выбор, использовать данные стандарты в национальной практике или нет. Однако, многие страны отдают предпочтение применению стандартов ИКАО, что может свидетельствовать об особой обычае и придании этим стандартам качество обязательного характера.
Регуляция международных полетов – это область внутренних компетенций государства. Чикагская конвенция, принятая в 1944 года, в ст.11 обозначает, что законы и правила, "касающиеся допуска на его территорию или убытия с его территории воздушных судов, занятых в международной аэронавигации", применяются "к воздушным судам всех Договаривающихся государств без различия их национальности и соблюдаются такими воздушными судами при прибытии, убытии или во время пребывания в пределах территории этого государства". Этим государства - участники Чикагской конвенции установили, что законы каждой из стран, регулирующие полеты в суверенном воздушном пространстве, взаимно соблюдаются и признаются при международных полетах, также регистрации воздушных судов в пределах территории других государств.
Национальное авиационное законодательство предусматривает проведение аэронавигации, пресечение незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, вхождение иностранных воздушных судов в суверенное воздушное пространство, вылет отечественных и иностранных воздушных судов за пределы национальной территории, управление международными рейсами и аэронавигационным обслуживанием, а также безопасность международной авиации.
Закон обычно предусматривает 2 основания для законного полета иностранных воздушных судов в пределах внутреннего воздушного пространства: международный договор, а если таковой отсутствует – особое разрешение. Это отправная точка Закона Российской Федерации об авиации, который был принят в 1997 году, а детали полета более конкретно определены в "Федеральных авиационных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Федерального правительства России 22 сентября 1999 г.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Российская Федерация. Законы. Воздушный кодекс Российской Федерации: ВК : текст с изменениями и дополнениями на 1 сентября 2022 года : [принят Государственной думой 19 февраля 1997 года : одобрен Советом Федерации 5 марта 1997 года]. - Москва : Эксмо, 2022. - 96 с. ; 20 см. - (Актуальное законодательство). – ISBN 978-5-04-160554-4. – Текст: непосредственный.
2 Женева 1948г. Конвенция о признании права на воздушное судно.
3 Токио 1963 г. Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна.
4 Монреаль 1999г. Конвенция для унификации некоторых правил.
6 Постановление Правительства РФ от 12.09.2011 №66 «О допуске к эксплуатации государственных воздушных судов».
7 Федеральный закон от 14.03.2009 №31-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними».
8 Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей: Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 по состоянию на 15.09.2020 : [зарегистрированы в Минюсте России 27.09.2007 №10186]. - ISBN 978-5-222-29588-5. – Текст: непосредственный.
9 Приказ Минтранса России от 28.11. 2005 г. N 142 «Требования авиационной безопасности к аэропортам».
10 «Перечень основных нормативных документов РФ и действующих стандартов, распространяющихся на деятельность авиационных предприятий ГА в области сертификации и стандартизации технической эксплуатации гражданской авиационной техники». (согласовано УНПЛГ ГВС ФСНСТ 14.08.2006) (отдельно на полке).
11 №99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( в ред. от 03.08.2018).
12 Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 №457 «О лицензировании деятельности по перевозам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов…».
14 Приказ Минтранса России №164 от 30.04.2013 «Об утверждении Административного регламента ФАВТ предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров» (в ред. от 13.03.2017).
15 Приказ Минтранса РФ №276 от 26.07.2012 «Об утверждении Административного регламента ФАВТ предоставления государственной услуги по лицензированию перевозок воздушным транспортом грузов» (в ред. от 31.03.2047).
16 Бордунов, В.Д. Международное воздушное право : учебное пособие / В.Д. Бордунов. – М. : НОУ ВКШ «Авиабизнес» ; изд-во «Научная книга», - 2020. – 464 с. - ISBN 978F5F94935F124F6. – Текст : непосредственный.
17 Электронная библиотека: библиотека диссертаций : сайт / Российская государственная библиотека. - Москва : РГБ, 2003 - . URL: http://diss.rsl.ru/?lang=ru (дата обращения: 20.10.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. читателей РГБ. - Текст : электронный
18 Приказ Минтранса РФ от 02.11.2009 №192 (ред. 19.11.2010) «Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ».
19 Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 №138 (ред. от 13.06.2018) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ».
20 Чикаго 1944г. Конвенция о международной гражданской авиации.